Воскресенье, 28.Апр.2024, 06:41
Приветствую Вас Гость

AviaHobby

Полезные статьи

Главная » Статьи » Полезные статьи

Пилотирование радиоуправляемыми пилотажными моделями и моделями-копиями самолетов

Прежде всего надо отметить, что копии самолетов — это высшая ступень радиоуправляемых летающих моделей. Копия самолета при постройке требует большого труда и времени. Порой моделист не в состоянии сделать две одинаковые модели: одну — для тренировки, другую — для участия в соревнованиях. Это свидетельствует, что данный класс моделей доступен лишь моделистам, уже имеющим опыт пилотирования простых и сложных пилотажных радиомоделей самолетов. Поэтому моделисту, построившему копию самолета, необходимо поддерживать технику пилотирования и тренироваться на пилотажной модели. Но нельзя допускать и другую крайность — тренироваться только на пилотажной модели.

Конечно, самым лучшим вариантом было бы иметь две модели-копии, одинаковые по
массе и летным характеристикам. Одну из них (можно без окончательной отделки и деталировки, даже с упрощенным шасси) использовать для тренировки и отработки всех элементов полета и фигур высшего пилотажа. Тогда на отделанной модели потребуется меньшее количество полетов и она будет более «чистой» для стендовой оценки.
Как правило, у моделей-копий нагрузка на несущую поверхность гораздо больше, чем у пилотажных моделей, и это требует более внимательного отношению к пилотированию. В результате увеличенной нагрузки заметнее становится и тенденция к запаздыванию при выводе из фигур, а также инерция при вводе, а порой и нехватка площади рулей на малых скоростях, что требует энергичной работы ручками.

Взлеты и посадки должны быть выполнены по-самолетному, как это делал прототип. Модели, у которых имеется дополнительная механизация (убирающиеся шасси, закрылки и т. п.), требуют особой техники пилотирования. Например, при отклоненных на 15° закрылках на взлете разбег сокращается вдвое, скорость отрыва почти вдвое меньше, зато и эффективность рулей тоже соответственно уменьшается и требует более энергичных движений ручками. Угол планирования с закрылками, выпущенными на 30— 45°, значительно круче, скорость планирования с убранным газом тоже меньше, посадка происходит на больших углах атаки, и поэтому характер движения ручками будет тоже иным.

Убирающееся шасси также значительно меняет характер полета. С убранным шасси увеличивается скорость полета при этом же «газе»; в зависимости от конструкции шасси и способа его уборки меняется и центровка модели. Это ведет к изменению чувствительности модели на отклонение рулей.
Все эти особенности надо учитывать и отрабатывать в тренировочных полетах. Управление шасси, закрылками и другой механизацией требует от «пилота» дополнительного времени и внимания при пилотировании. В связи с большей нагрузкой на несущую площадь требуется соответственно и больший запас скорости при выполнении вертикальных фигур, а это заставляет ставить на модели более мощные двигатели, что ведет к увеличению действия моментов от винтомоторной установки, а это, в свою очередь, требует дополнительной регулировки модели.
Особенно тщательно должна быть отработана посадка моделей, имеющих двухколесное шасси, так как у них центр тяжести находится довольно близко к осям колес. Резкие движения рулем высоты на таких моделях на взлете и посадке в лучшем случае могут привести к поломке воздушного винта, а в худшем — к поломке модели.
Первые полеты модели являются регулировочными, но любой регулировочный полет начинается с полной проверки готовности модели к полету. Необходимо проверить надежность соединения всех разъемных элементов, подсоединение тяг к рулям, напряжение источников питания бортовой аппаратуры, четкость исполнения команд. Тщательным внешним осмотром надо проверить отсутствие перекосов. Для первых полетов желательно установить несколько переднюю центровку и иметь запас грузиков для ее изменения. Если моделист не имеет практики управления моделью, то желательно для первого облета и регулировочных полетов привлечь уже опытного «пилота» и учиться у него действиям ручками на пульте управления.
В основном в авиамоделизме принята самолетная система координации движений ручками на пульте управления. При движении ручки руля высоты «на себя» руль высоты отклоняется вверх, модель набирает высоту. При отдаче этой ручки «от себя» руль высоты отклоняется вниз, модель снижается.
При перемещении ручки элеронов влево модель должна входить в левый крен, соответственно элерон на левом крыле должен отклониться вверх, а на правом — опуститься вниз. Движение ручки элеронов вправо поднимает правый элерон и опускает левый. При отклонении ручки руля направления влево руль направления тоже должен отклониться влево, и наоборот. Моделист не может видеть отклонение рулей на модели в полете, и его действия должны быть согласованы со зрительным восприятием положения модели в воздухе. Все вышеизложенные манипуляции ручками соответствуют взгляду на модель по полету, когда модель летит от «пилота». При полете модели на него проявляется так называемый «обратный эффект», и часто неопытные моделисты путают правильность подачи сигналов.
Овладение пилотированием радиоуправляемой моделью самолета должно проходить по принципу: от простого — к сложному. Конечно, можно научиться пилотировать, начиная сразу же со сложной, многоканальной радиоуправляемой модели самолета, но этот принцип таит в себе свои сложности — много будет загублено сложной техники, труда.
Для того чтобы приобрести элементарные навыки в пилотировании радиоуправляемой модели и особенно отработать взаимодействие зрительного восприятия положения модели в воздухе с двигательной реакцией рук на пульте управления, необходимо начинать с простой модели, которая прощает многие ошибки «пилота».
В большой авиации за весь период ее становления выработалась определенная практика — учить пилотированию сначала на простых учебных машинах, а затем на более приближенных к типу, на котором должен летать пилот, и только после приобретения определенных навыков обучают на этом типе самолета. Но в большой авиации существуют самолеты с двойным управлением, что дает возможность обучающему (инструктору) вмешиваться в управление, исправлять ошибки и показывать правильные приемы. К сожалению, в авиамоделизме еще нет в широкой практике такой радиоаппаратуры, которая позволяла бы вести обучение с параллельного пульта более опытным «пилотом». Это и регламентирует систему обучения навыкам пилотирования, так как обучающий может помочь только своевременной подсказкой.
Как бы ни усвоил обучающийся правила пилотирования модели тренировкой на земле, когда модель в воздухе, он забывает многое из того, что знал, и вступают в силу его личное зрительное восприятие и осмысливание положения модели в зависимости от его реакции и действий. И только в результате многочисленных тренировочных полетов на многоканальных пилотажных моделях вырабатывается автоматизм в пилотировании.
В помощь начинающему моделисту рассмотрим простейший вариант пилотирования простой радиомодели-копии, оборудованной всего двумя каналами управления, воздействующими на руль направления и регулятор оборотов двигателя (регулировку газа).
На земле необходимо опробовать двигатель и работу аппаратуры, обратив внимание на правильность исполнения команд. Ручка управления газом двигателя должна быть на левой стороне пульта передатчика. При движении ручки газа вперед должен устанавливаться режим большого газа, при движении «на себя»— малого газа. О количестве оборотов можно судить по звуку работающего двигателя.
Пробный планирующий полет следует выполнить без работающего двигателя: при нагрузке на крыло до 45 г/дм2 модель легко запускается с руки. Если «пилот» уже имеет опыт, можно в этом полете включить аппаратуру и убедиться в ее правильном влиянии на планирование. Перед запуском модели в полет следует проверить дальность действия аппаратуры на земле. При проверке надо пользо-
ваться условными сигналами для связи с помощником.
Первый полет выполняется стартом с руки. Лучше, когда первый полет выполняет опытный «пилот». Ну а если такой возможности нет и приходится рассчитывать только на свои собственные силы, тогда моделист поступает следующим образом: держа в одной руке передатчик, а в другой руке, над головой, модель с работающим двигателем, бежит как можно быстрее против ветра и не выталкивает, а удерживает модель свободно, чтобы она сама смогла отделиться от руки и не зацепилась за антенну. Две-три секунды самостоятельного полета модели после отрыва от руки решают ее судьбу. Конечно, модель может сразу полететь более или менее удачно, но чаще всего случаются какие-либо ненормальности. Из них наиболее характерны следующие:
модель резко задирает нос, теряет скорость и сваливается на землю;
модель не набирает высоту, а круто, хотя и не опасно, планирует; модель начинает стремительно входить в спираль.
При наличии опыта и выработанного рефлекса в управлении модель можно еще спасти. Энергичными действиями ручкой руля направления в сторону, обратную крену, удержать модель в прямолинейном полете и, выключив двигатель, дать модели приземлиться.
Причинами неудачного полета могут быть: неудачное расположение центра тяжести (для моделей с верхним расположением крыла центр тяжести рекомендуется в пределах 28—30% САХ); неудачная регулировка установочных углов крыла и стабилизатора (на моделях с верхним расположением крыла и несимметричным профилем крыла и симметричным стабилизатора разница в установочных углах должна быть 2—4°): неудачная установка наклона оси винта вниз и вправо (при правом вращении винта, смотря на модель сверху по полету, на моделях с верхним расположением крыла эти углы лежат в пределах: вниз 3—6°, вправо 2—4°).
Когда все эти элементы установлены правильно, модель при полете против ветра должна на больших оборотах двигателя плавно набирать высоту, на средних — лететь горизонтально, на малых — плавно снижаться.
Если модель круто набирает высоту не только на больших, но и на средних оборотах двигателя, а на малых оборотах зависает в горизонтальном полете, необходимо увеличить наклон оси винта вниз.
При тенденции к пикированию при полных и средних оборотах двигателя и зависании модели на малых оборотах нужно уменьшить наклон оси винта вниз.
После устранения этих неполадок в тихий день выпускают модель в полет против ветра. Теперь ей не грозят неудачи из-за неполадок и можно спокойно наблюдать за полетом, управляя короткими плавными движениями ручкой руля направления, хотя могут понадобиться некоторые регулировки различных узлов модели.
Она может разворачиваться влево и вправо, подниматься слишком быстро и зависать или не подниматься. Необходимо методом последовательных действий устранить все эти недостатки, но ни в коем случае не следует одновременно вводить два изменения в регулировку модели.
Если модель летит прямо — это свидетельствует о том, что руль направления находится в нейтральном положении и смещение двигателя вбок установлено правильно. В противном случае нужно регулировать модель как боковым смещением оси тяги двигателя, так и легким отклонением руля направления. Эти два элемента регулируются поочередно.
Модель на малых и больших оборотах разворачивается влево — надо увеличить смещение оси тяги вправо. Модель на малых и больших оборотах разворачивается вправо — уменьшить смещение оси тяги винта.
Если модель с включенным двигателем летит прямо, а с выключенным двигателем имеет тенденцию к разворотам, значит неправильно установлено нейтральное положение руля направления. Необходимо поставить руль в нейтральное положение, смотря сверху на киль, а затем произвести повторную регулировку путем изменения отклонения оси тяги двигателя. Отрегулировав модель при запуске ее с рук, приступаем к регулировке этой же модели для взлета с земли.
У модели с двухколесным шасси необходимо обратить внимание на то, чтобы плоскости вращения колес были параллельны продольной оси фюзеляжа и одинаково свободно вращались на осях. Если при нормальной посадке модель становится на нос — проверить легкость вращения колес. Прямолинейность разбега на взлете во многом определяется параллельностью плоскостей колес, а также одинаковым трением на осях.
Проверка трехколесного шасси заключается в подборке соответствующего угла между плоскостью поверхности земли и горизонтальной осью модели, который должен быть в пределах ±1°. Также важное значение имеет параллельность плоскостей вращения всех колес и одинаковое трение на осях. Если модель при старте поднимается внезапно, нужно стойку переднего колеса удлинить, если модель рано отрывается на взлете и подскакивает при посадке — укоротить.
Если модель слишком энергично (резко) реагирует на действия рулем направления при моторном полете, необходимо уменьшить его отклонение; если слишком вяло — увеличить отклонение руля. Хорошо отрегулированная модель должна сама взять старт, плавно набирать высоту, устойчиво лететь в горизонтальном полете, выполнять необходимые эволюции с минимальным зависанием, плавно переходить на планирование, приземляться без подскоков и разворотов.
Подготовку к первому регулировочному полету более сложной модели начинают с тщательного контроля модели и аппаратуры. Основа успешного полета заложена в правильном выборе схемы модели, точности ее изготовления и регулировок. Необходимо проверить положение центра тяжести, установочные углы крыла и стабилизатора. Рули установить в нейтральное положение и проконтролировать их отклонения от ручек пульта управления и ручек триммеров. Для первого полета всегда надо ставить свежезаряженный аккумулятор или новую батарейку. Очень важно проверить работу двигателя и его реакцию на сигнал от ручки газа; отрегулировать режимы малого и большого газа.
Необходимо помнить, что небольшое коробление крыла может стать причиной перевертывания модели вокруг продольной оси на больших скоростях. При трехколесном шасси продольная ось модели должна быть параллельна плоскости земли или иметь небольшой отрицательный угол.
Особенно тщательно нужно проверить действие триммера руля высоты, а еще лучше не пользоваться им в первом полете. Все рули и тяги должны быть прочно закреплены и действовать безотказно.
Желательно после каждого полета записывать в специальную тетрадь свои действия, поведение модели, работу двигателя и все основные исправления и регулировки. Это поможет быстрее находить и исправлять ошибки в модели и в технике пилотирования.
Необходимо всегда помнить три положения: 1) никогда не вводить сразу более одного элемента в регулировку; 2) при каких-либо неясностях в поведении модели в полете немедленно выключать двигатель (убирать газ); 3) ничто не заменит достаточного запаса высоты модели над землей.
При смещении оси тяги двигателя вправо мы преследуем цель скомпенсировать разворачивающий момент от действия вращающегося воздушного винта. При правильном смещении и при плавном увеличении «газа» модель делает разбег и взлетает прямолинейно, не требуя вмешательства рулем направления. Но так как у земли не бывает ламинарного потока воздуха и всевозможные турбулентные потоки после отрыва модели от земли могут накренить модель, необходимо быть готсЗвым в любой момент исправить крен элеронами. При отрыве на малых скоростях действия ручкой элеронов будут более энергичными, а по мере нарастания скорости — более плавными и короткими.
После набора модель разворачивают и проводят немного правее себя против ветра. Убавив газ в горизонтальном полете и не трогая ручки управления наблюдают за поведением модели. Если она имеет тенденцию к крену или развороту, прибирают «газ», сажают модель и соот ветственно механическим перемещением элеронов на 1— 2° устанавливают аэродинамическую нейтраль. Если при повторном полете сохранится тенденция к крену, триммером элеронов устанавливают полет без крена, а на земле, замечая отклонения элеронов на триммер, регулируют тяги так, чтобы ручка триммера на пульте была в среднем положении, а элероны были отклонены на величину поправки триммером в полете.
Только отрегулировав модель элеронами, можно в следующем полете проследить за точностью регулировки рулем направления. Если руль направления не в нейтрали, то при резком увеличении газа в горизонтальном полете модель начинает немного рыскать по курсу с последующим разворотом в сторону отклоненного руля направления. Необходимо сместить отклонение руля поворота в обратную сторону на 1 — 2° и еще раз проверить в полете, прибегнув к регулировке триммером.
Причиной разворачивающего момента при увеличении «газа» в горизонтальном полете может быть и неправильное смещение оси тяги двигателя вправо, но это надо сравнить с характером поведения модели на взлете и только после этого ввести поправку. Если модель при увеличении «газа» разворачивается влево — увеличить смещение вправо, и наоборот. Но после каждой регулировки смещения оси тяги двигателя необходимо откорректировать модель элеронами.
Часто на моделях-копиях используют редуктор, который изменяет вращение винта в другую сторону. Предыдущее описание смещения оси тяги винта относится к правому вращению, если смотреть на модель сзади по полету. Если же на модели левое вращение винта, то действия соответственно будут обратными, так как разворачивающий момент винта будет действовать в другом направлении.
Регулировку наклона оси тяги двигателя проводят в таком порядке. После подъема модели на 30—40 м устанавливают горизонтальный полет, немного убрав газ. Когда модель будет пролетать сбоку, нужно на короткое время дать полный газ. В данном полете эти испытания повторяют несколько раз. Если модель летит горизонтально, медленно теряя высоту,— все в порядке. Если она задирает нос или переходит в пикирующий полет, значит, регулировка наклона оси тяги неизбежна. Хорошо отрегулированная модель должна лететь горизонтально, независимо от скорости и оборотов двигателя. Если при увеличении газа наблюдается кабри-рующий момент, наклон оси увеличивают, при возникновении пикирования — уменьшают. Если ось двигателя наклонена в пределах 5° и модель все еще имеет кабрирующий момент, необходимо регулировать горизонтальный полет триммером руля высоты.
В том же случае, когда всеми предыдущими регулировками не удается добиться горизонтального полета, надо проверить установочный угол стабилизатора. Правильно отрегулированная в горизонтальном полете модель легко взлетает и плавно набирает высоту. Остается лишь осторожными движениями ручки элеронов удерживать ее от кренов.
Бывает так, что модель с трехколесным шасси при управлении триммером руля высоты или не хочет отрываться, или же слишком резко набирает высоту. В этом случае надо выход передней амортизационной стойки шасси удлинить, а если при посадке модель подскакивает на пробеге — укоротить.
Этим заканчивается предварительная регулировка модели самолета.
Регулировка наклона оси тяги винта, а также отклонения триммером руля высоты и элеронов выполняются в пределах =Ь2 — 5 . Если же не удается правильно отрегулировать модель в этом диапазоне отклонений, значит допущена какая-то ошибка в проектировании модели или ее центровке.
При дальнейших тренировках в пилотировании и окончательной регулировке модели необходимо следить за тем, чтобы не появилось коробление на крыле в результате поломок и починок. Даже небольшие нарушения стройности крыла исключают возможность регулировки модели на всех фигурах и режимах полета. Коробление крыла очень ясно выявляется на таких фигурах, как прямая и обратная петли. Если на прямой петле модель ведет себя нормально, а на обратной имеет тенденцию к «выкручиванию» или к крену, значит, крыло покороблено. Если уке при выходе из петли каждый раз проявляется тенденция к опусканию одного и того же крыла, то налицо асимметрия крыла по массе, которую можно исправить закладкой в противоположную консоль грузиков. Эти недостатки устраняются только на земле, никакая попытка исправить триммером элеронов результатов не даст. Если удастся отрегулировать триммером выполнение нормальной петли, то придется триммером вмешиваться и при выполнении обратной петли, а это требует времени и не всегда получается.
Рассмотрим некоторые моменты пилотирования уже отрегулированной и хорошо управляемой модели.
Для первоначального облета модели, для его регулировки и обучения пилотированию желательно привлечь более опытного «пилота». Приступать к самостоятельным тренировочным полетам надо только тогда, когда будущий «пилот» будет ясно представлять действия рулями при пилотировании. Внимание обучаемого во время наземной подготовки необходимо обратить на особые случаи в полете, когда неясно положение модели, и на действия «пилота» в этих случаях.
Любой полет складывается из основных элементов — взлета, разворота и посадки. Эти элементы отрабатываются в первую очередь. Несколько полетов при обучении необходимо сделать, чтобы взлет и посадку совершал опытный «пилот», а обучаемый брал управление только в воздухе, отрабатывая прямолинейный полет, левые и правые развороты.
Очень важно научиться делать одинаково левые и правые развороты, так как часто в условиях соревнований, а порой и в вынужденных условиях, заход на посадку требуется произвести с правыми разворотами. И если «пилот» будет уметь делать только левые развороты, заход на посадку будет почти невозможен. При тренировках в пилотировании нет необходимости поворачиваться всегда за моделью, надо стоять на месте устойчиво, не поворачиваясь, а модель водить то слева, то справа от себя.
Все пилотажные модели хорошо выполняют развороты с помощью элеронов и руля высоты. Ввод в разворот начинают сначала действием ручки элеронов в сторону разворота, и когда крен доведен уже до заданного, вращательное движение модели создается взятием ручки руля высоты на себя. Модель и дальше стремится увеличить крен, но «пилот» должен обратным движением ручки элеронов как бы зафиксировать его величину. Как правило, даже хорошо отрегулированные модели с правым вращением винта на левом развороте имеют тенденцию к опусканию носа и снижению, а при правом — к подъему носа и набору высоты.
Таким образом, начинающий «пилот» в первых 10— 15 полетах должен отрабатывать развороты и заходы на посадку. Только после этого можно начинать тренировку во взлете и посадке. Не выключая двигателя в одном полете практически можно сделать от 15 до 20 взлетов и посадок.
Самым сложным из этих элементов, конечно, является посадка. Ее качество во многом зависит от построения коробочки и расчета на посадку. Коробочка представляет собой прямоугольный маршрут с четырьмя разворотами на 90° ± поправка на ветер.
Все развороты должны быть выполнены в горизонтальном полете. Последний, четвертый разворот называется расчетным. От него зависит точность приземления. Для того чтобы сделать на определенном месте четвертый разворот, необходимо зрительно запомнить угол планирования модели с убранным газом, расстояние до точки выравнивания примерно в одном метре от земли и расстояние от точки выравнивания до точки касания на земле. Если «пилот» уловит зрительно эти элементы, то посадка модели всегда будет на одном месте, останется только сделать поправку на изменение силы ветра, но для этого у него в распоряжении есть газ.
На моделях с трехколесным шасси посадка должна быть с несколько приподнятым носом на основные колеса. В этом случае модель при соприкосновении с землей резко опускает нос, касается земли передним колесом и устойчиво, без прыжков пробегает до полной остановки.
Не страшно, если модель коснется земли и всеми тремя колесами в горизонтальном полете, но если в первой половине пробега после касания под переднее колесо попадет какая- либо неровность и нос приподнимется, модель может отделиться от земли, получится так называемый «козел». В данном случае не надо действовать рулем высоты, а задержать ручку в том положении, в котором она была при первом касании земли, с последующим, более энергичным движением «на себя» по мере повторного приближения модели к земле. Если не сделать этого, то модель, потеряв скорость, опустит нос и касание произойдет сначала передним колесом, а это снова приведет к отделению от земли уже на больших углах, что не всегда удается исправить действием руля высоты. Такое положение может привести к отделению модели от земли с последующим входом в крен, так как модель оказывается в данной ситуации на критических углах атаки и плохо управляема. Наступает штопорное положение, а для набора скорости не хватает высоты. На моделях с двухколесным шасси и хвостовой опорой посадка несколько сложнее. После выравнивания модели над землей надо задержать движение ручки управления на себя и дать модели приблизиться к земле на расстояние 15—20 сантиметров, после чего продолжать движение ручкой на себя в таком темпе, чтобы модель не взмывала вверх, а по мере приближения к земле опускала хвост. Перед касанием земли колеса и хвостовая опора должны быть на одном уровне, и касание должно произойти тремя точками, почему и называется эта посадка трехточечной. Модель перед касанием земли находится на критических углах атаки. После приземления за счет трения посадочных приспособлений о землю уменьшается скорость и резко падает подъемная сила крыла — модель замедляет движение до полной остановки.
Но может произойти так, что модель коснется сначала колесами. Хвост, опускаясь, поставит модель на большие углы атаки, а так как еще сохраняется достаточно высокая скорость, то увеличивается подъемная сила, и модель отрывается от земли. Нужно прекратить движение ручки на себя, а в последующем при приближении модели к земле более энергично придать модели положение, соответствующее трехточечному касанию. В это время надо внимательно следить за кренами и более энергичными движениями устранять их.
После того как моделист научится уверенно делать взлеты, развороты, заходы на посадку и посадку, можно приступить к отработке выполнения отдельных фигур пилотажа и опробованию работы механизации на модели.
Если на модели имеются работающие щитки или за крылки, а также убирающееся шасси, то моделист сначала должен научиться уверенно взлетать и садиться без уборки в воздухе шасси и без выпуска щитков (закрылков) на взлете и посадке. А перед первым полетом с применением механизации еще раз на земле убедиться в четкой ее работе. Желательно для уточнения балансировки модели при работе с данной механизацией произвести взлет без щитков (закрылков), на высоте 40— 50 метров в горизонтальном полете убрать и выпустить шасси, а затем выпустить щитки (закрылки) и уточнить характер поведения модели и регулировку с помощью триммеров.
Демонстрация полета на соревнованиях проводится по соответствующим правилам и включает в себя как фигуры полета, так и демонстрацию работы механизации.
Существует много мнений по методике оценки выполнения фигур и их исполнению «пилотом», но есть и общие требования, которые влияют на оценку. Выполняемая фигура или действие механизации должны быть хорошо видны судьям, чтобы они могли правильно их оценить. Темп выполнения фигур, а также характер взлета и посадки должны соответствовать прототипу.
Отработку фигур пилотажа надо делать последовательно, начиная с одной в течение полета. Освоив выполнение нескольких фигур, соединяют их в определенную последовательность (комплекс) и отрабатывают уже в одном полете все освоенные фигуры.
Современный комплекс демонстрации полета модели-копии самолета на соревновании включает двенадцать элементов, которые модель должна выполнить именно так, как это выполняет или выполнял прототип. Демонстрация начинается с выруливания модели к месту взлета. На участке протяженностью 12 метров «пилот» должен продемонстрировать рулежку модели, то есть маневрирование по земле до точки взлета. Необходимо не только прорулить по прямой, но и сделать несколько отворотов в сторону в движении, как это делал прототип, выруливая на исполнительный старт. На точке взлета модель должна спокойно, не двигаясь, стоять с работающим мотором.
Взлет начинается плавной подачей газа и прямолинейным разбегом модели до набора нужной скорости и отрыва от земли. Разные прототипы самолетов взлетали по-разному. Задача «пилота»— показать взлет, свойственный прототипу его модели. Самолеты, имевшие двухколесные шасси с хвостовой опорой, начинали разбег с трехточечного положения, а затем с набором
6 2-’44
скорости плавно поднимали хвост до положения горизонтального полета и с колес плавно отделялись от земли. Нескоростные самолеты после отрыва удерживались над землей на небольшой высоте, набирали скорость и затем переходили в режим набора высоты. Более скоростные самолеты, имевшие достаточный запас мощности двигателя, переводились сразу же после отрыва в режим набора высоты под небольшим углом.
Самолеты, имевшие трехколесное шасси, взлетали иначе. Плавно прибавляя обороты двигателя, самолет на трех колесах разгонялся до определенной скорости. Когда рули становились эффективными, пилот движением руля высоты на себя переводил самолет на большие углы атаки, в это время переднее колесо отрывалось от земли, самолет с приподнятым носом продолжал разбег и отрывался от земли с основных колес. Набор высоты в этих случаях производился сразу же после отрыва.
Если на модели имеется убирающееся шасси и щитки (закрылки), используемые на взлете, то ими работать надо так же, как они действовали на прототипе. На самолетах шасси убирались сразу же после перевода самолета в режим набора высоты после отрыва от земли и набора необходимой скорости. Щитки (закрылки) обычно перед взлетом выпускались на 15—20° и убирались после уборки шасси в режиме набора высоты. С выпущенными щитками (закрылками) разбег бывает гораздо короче, отрыв от земли происходит на меньшей скорости, но на больших углах атаки, поэтому пилотировать такую модель надо очень внимательно, быстро устраняя появляющиеся крены и не допуская чрезмерно больших углов набора высоты. При уборке щитков (закрылков) наблюдается некоторое проваливание модели и меняется балансировка, но это довольно кратковременное явление, так как быстро нарастает скорость и модель становится более послушна рулям. Полет по прямой. После отрыва от земли и перевода в режим набора высоты надо продемонстрировать прямолинейный полет, без отклонения в стороны и без кренов, до достижения высоты 20— 30 метров, после чего начать первый разворот.
Развороты (90 + 270°)выполняются сразу же после взлета и показа прямолинейного полета. По достижении нужной высоты модель следует перевести в горизонтальный полет и сделать так называемый «стандартный разворот». В зависимости от направления взлета и направления круга полета по коробочке этот разворот может начинаться как в левую, так и в правую сторону. При полете по коробочке с левым кругом сначала выполняют разворот вправо на 90°, а затем, не фиксируя, переводят в левый разворот на 270° с выходом в направление, обратное взлету. При полетах по коробочке с правым кругом, сначала выполняют разворот влево на 90°. В обоих случаях демонстрацию заканчивают фиксированным горизонтальным полетом в обратном направлении.
Восьмерка состоит из двух разворотов на 360° в разных направлениях с точкой пересечения трассы над местом расположения передатчика. Надо так продемонстрировать эту фигуру, чтобы во время выполнения одного из разворотов не вывести модель за линию расположения судей и зрителей. Начинать восьмерку лучше подальше от линии взлета из горизонтального полета вводом в левый или правый вираж с креном 30—60 Величина крена должна соответствовать характеру полетов прототипа. Так, у самолетов пилотажных на виражах крен достигал 80°, а у непилотажных и тяжелых лишь 45
Разворот должен быть с постоянным креном и без снижения и набора высоты. После выполнения полного разворота на 360°, не фиксируя, перевести в разворот в другую сторону с тем же креном и на постоянной высоте. По выполнении полного разворота перевести модель в горизонтальный полет с курсом ввода в фигуру.
После выполнения восьмерки необходимо выполнить пять произвольных демонстраций полета прототипа в последовательности, заявленной « пилотом» до старта. Демонстрации выбираются из перечня, который имеется в правилах проведения соревнований. При этом выбирать нужно только такие фигуры и действия, которые выполнял прототип. Если у судей возникает сомнение в том, что прототип данной модели выполнял их, моделист должен быть готовым документально оправдать свой выбор.
Так, многомоторность за-считывается в том случае, когда все моторы работали с момента взлета до горизонтальной восьмерки включительно. Уборка шасси должна выполняться после взлета в наборе высоты, а выпуск — на прямой между вторым и третьим разворотами при заходе на посадку по коробочке. Щитки (закрылки) должны быть выпущены перед взлетом на меньшую величину, а на посадке после четвертого разворота — на большую величину, вплоть до остановки после пробега на посадке. Сброс ¦бомб» надо произвести так, как это делал прототип. Некоторые прототипы могли делать это как с пикирования, так и с горизонтального полета. Наиболее эффектно выглядит сброс «бомб» с пикирования.
Поворот на горке выполняют из горизонтального полета с разгоном до максимальной скорости. Энергичным движением руля высоты модель переводят в крутой набор высоты с углом 70—80°. Набрав почти максимально возможную высоту в данном режиме, энергичной работой руля поворотов разворачивают модель в обратном направлении, не допуская кренов, и переводят в режим снижения с тем же углом, а на высоте ввода снова переводят ее в горизонтальный полет.
Штопор.Фигура выполняется против ветра. Для того чтобы выполнить ее, надо хорошо знать летные характеристики модели и особенно ее штопорные свойства. Выполнение штопора очень сильно зависит от центровки модели. Хорошо входят в штопор и выводятся из него модели, имеющие центровку в пределах 30—35% САХ. При более задней центровке модели хорошо вводятся в штопор, но имеют тенденцию к уменьшению угла штопора и переходу в плоский штопор, с запозданием реагируют на действие рулей при выводе.
Для выполнения штопора необходимо иметь запас высоты. На высоте в нормальном горизонтальном полете необходимо полностью убрать газ и по мере потери скорости подбирать ручку руля высоты на себя до момента зависания модели. Затем ручку руля высоты и элеронов взять полностью на себя и в сторону вращения. Если оба руля находятся на одной ручке пульта управления, то ручка на себя будет двигаться по диагонали в сторону вращения.
Модели с передней центров кой требуют также отклонения руля направления в сторону вращения. К третьему витку модель приобретает какую-то инерцию вращения, которую надо учитывать при выводе, то есть рули надо повернуть в обратном направлении с некоторым опережением, не тогда, когда модель уже сделает три полных оборота, а несколько раньше, с тем чтобы вывод был точным. При подходе модели к окончанию третьего витка энергичным движением ручки от себя и в сторону, противоположную вращению, прекратить вращение модели и, зафиксировав отвесное пикирование, плавно дать газ и перевести модель в нормальный горизонтальный полет. Бочка. Для данной фигуры тоже требуется избыток скорости, поэтому перед началом фигуры в горизонтальном полете дать полностью газ и разогнать модель. Начинать фигуру надо при подлете модели к «пилоту». Чувствительные или строгие модели выполняют бочки одними элеронами при небольшой поддержке в определенных положениях рулем высоты.

Категория: Полезные статьи | Добавил: Vovik (23.Янв.2010)
Просмотров: 8907 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Полезные статьи [30]
Модели самолетов [6]
Поиск
Календарь
Украина
Наш опрос
Авиамодели с каким размахом вы предпочитаете?
Всего ответов: 362
Чат
Статистика
Сайт Програми ДОСЯГТИ МЕТИ - анонси програм,відео Украина онлайн Rambler's Top100 Active Search Results
Украинские сайты о моделизме
Предыдущий Украинские сайты о моделизме Следующий

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 |